eezee07 (eezee07) wrote,
eezee07
eezee07

О "Левиафане" Андрея Звягинцева

kinopoisk.ru-Leviafan-2352454

Кто есть Левиафан? Или что есть он? И какое отношение мифическое морское чудовище имеет к небольшому российскому городку на побережье моря, небольшому населению этого городка?

В картине Андрея Звягинцева, Левиафан предстает перед глазами зрителя не спеша, по частям обнажая свое темное, чешуйчатое тело, точь-в-точь как его мифический облик восстает из морской пучины в древних легендах. Звягинцеву и его со-автору по сценарию Негину удалось вместить в два с лишним часа почти все, из чего мастера кино делают свои шедевры. Ибо в этом фильме есть все: любовь, ревность, смерть, и стихия. И много чего еще.

В нем есть та самая, неуловимая "русская душа" (Когда Анжела, наставляя Колю не пить, наливает ему еще: "Ну, давай.") В нем есть символика, которая придет по душе не одному начитанному и внимательному зрителю (Чего стоит один скелет Левиафана на побережье? А две троицы картинок-иконок в машине ГИБДДшника?) В нем есть стихия: земля, твердая, местами острая, непоколебимая. И вода, неустанная и непостоянная. И всему этому в этой прекрасной работе есть применение, объяснение и даже оправдание. Возьмите хотя бы стихию в пример: она напоминает человеку, насколько он слаб и ничтожен, пред Левиафаном мифическим.

И не только мифическим. Ведь даже эту подсказку вставил в уста одного из героев режиссер: "Нет зверя страшнее человека." Человек, самый страшный зверь, может и смог бы приручить Левиафана мифического - особенно такой умелый и бесстрашный, пусть и немного опрометчивый человек, как главный герой фильма Николай - но метафорический Левиафан ему далеко не по силам. Эта картина, на его примере, показывает нам всю нашу слабость перед властью. Да, точь-в-точь как в фильме говорит представитель этой самой власти Николаю: "Власть надо знать в лицо."

Банально, но скажу: в этой картине - нынешняя Россия. Все, что вы думаете, россиянин вы или нет, небольшими порциями передано в "Левиафане."

Конечно, я не мог не увидеть, несмотря на великолепный подбор и игру актеров, некоторую карикатурность, даже предначертанность в этой картине, как и в той истории с библейским Иовом, которую Николай называет "сказкой." Я не мог не заметить шаблоны и приемы, которые с большим умением, но в несколько большой концентрации, на мой взгляд, применяет Звягинцев.

Но хорошая кинолента всегда многослойна, многосложна - суть ее не легко просто взять и передать в одном предложении. Я и не стараюсь этого делать. Я, как после прочтения очень хорошей книги, пытаюсь осознать то, что со мной, с моими внутренностями сделали эти два с лишним часа. И этот процесс будет не менее приятным, чем и сам просмотр.

Очень рекомендую. Один из лучших российских фильмов десятилетия, если не лучший.
Tags: Россия, кино, люди, наблюдения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments